Экспертизы по ДТП

Экспертизы по делам о ДТП делятся на три больших группы: экспертизы по определению размера убытков; экспертизы, направленные на установление технических аспектов ДТП, а также судебно-медицинские экспертизы.

Определение убытков


Убытки потерпевших в результате ДТП лиц состоят из двух групп. Прежде всего это реальные (прямые) затраты, которые лицо понесло или должно понести в связи с утратой или повреждением имущества и/или восстановлением своих нарушенных прав. В делах о ДТП обычно рассматриваются такие затраты как "материальные убытки" (в терминологии методики товароведческой экспертизы), причиненные автомобилю, затраты на эвакуацию и хранение автомобиля, оплата услуг привлеченных специалистов (например, оценщиков) и т.п.

Определение стоимости материального ущерба, нанесенного владельцу автомобиля, определяется по Методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств (в редакции 2009 г.), которая является обязательной для применения как судебными экспертами, так и оценщиками. На ее базе была разработана Методика определения объема  ремонтных  воздействий при установлении размера материального ущерба, причиненного владельцу колесного транспортного средства.

Стоимость материального ущерба определяется как сумма стоимости восстановительного ремонта (с учетом значения коэффициента физического износа комплектующих) и величины утраты товарной стоимости. Если же стоимость восстановительного ремонта автомобиля окажется не меньше его рыночной стоимости, то стоимость материального ущерба считается равной рыночной стоимости автомобиля.

Определение необходимых ремонтных операций, а также трудоемкости ремонта принимается на основании нормативных документов производителя автомобиля либо разработанных на заказ (с участием) производителя автомобиля. В случае отсутствия данных производителя о применении конкретных ремонтных операций следует руководствоваться требованиями государственных стандартов Украины, отраслевых стандартов Украины и международных стандартов, отраслевых стандартов и технических условий, других нормативных документов, действующих в Украине. В случае документального подтверждения восстановления автомобиля или его составной части на специализированном для данной модели автомобиля предприятии расчеты стоимости ремонтно-восстановительных работ проводятся на основании стоимости одного нормо-часа ремонтных работ этого предприятия. Решение о замене составных частей автомобиля принимается в случае невозможности их восстановления в соответствии с техническими требованиями или в случае экономической нецелесообразности их восстановления (ремонта).

Если выявить дефекты на скрытых частях комплектующих невозможно при визуальном методе обследования автомобиля, то все предположения относительно скрытых повреждений фиксируются специалистом в исследовании. Работы по устранению этих повреждений не включаются в стоимость восстановительного ремонта до подтверждения необходимости их выполнения.

Ко второй группе убытков относится упущенная выгода. Чаще всего этот вид убытков взыскивают с виновников ДТП предприятия транспорта, например, – в случае простоя трамваев и троллейбусов, вызванного ДТП и т.п.

Автотехническая и транспортно-трасологоческая экспертизы


На разрешение этих видов экспертиз ставятся такие вопросы, как:

  • установление механизма ДТП и его элементов: скорости движения, тормозного и остановочного путей, траектории движения, расстояния, пройденного автомобилем за определенные промежутки времени, и других пространственно-динамических характеристик ДТП;
  • установление соответствия действий водителя  в данной дорожной ситуации техническим требованиям Правил дорожного движения, наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие с момента возникновения опасности, а также установление причинно-следственной связи между действиями водителя и ДТП;
  • определения взаимного расположения автомобилей в момент их контакта;
  • определение места столкновения автомобилей и места наезда на препятствие (пешехода).

Судебно-медицинские экспертизы


В делах о ДТП на разрешение судебно-медицинской экспертизы обычно ставятся вопросы о степени тяжести телесных повреждений и причинах смерти. С медицинской точки зрения все телесные повреждения делятся на царапины, ссадины, синяки, раны, вывихи, переломы, трещины, надрывы, разрывы, размозжения, раздавливания, отрывы, разделение тела на части, травматический токсикоз) и т.п. Для правовой же квалификации действий виновника ДТП применяется юридическая классификация телесных повреждений:

Легкое телесное повреждение вызывает кратковременное (более 6, но не более 21 дня) расстройство здоровья или незначительную (до 10%) стойкую утрату трудоспособности либо же вообще не вызывает таких последствий. Если повреждения (например, побои) не оставили после себя никаких объективных следов, судебно-медицинский эксперт отмечает жалобы потерпевшего, указывает, что объективных признаков повреждений не обнаружено и не устанавливает степень тяжести телесных повреждений.

Признаки телесных повреждений средней тяжести:
а) отсутствие опасности для жизни;
б) отсутствие последствий, относимых к тяжким телесным повреждениям;
в) длительное (более чем 21 день) расстройство здоровья;
г) стойкая утрата трудоспособности менее чем на треть (от 10 до 33%).

Признаки тяжкого телесного повреждения:
а) опасность для жизни;
б) потеря любого органа или утрата органом его функций;
в) душевная болезнь;
г) расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть;
д) прерывание беременности;
е) непоправимое обезображение лица (судебно-медицинский эксперт определяет только характер повреждений и их обратимость).

Опасными для жизни являются повреждения, которые в момент причинения или в клиническом течении через разные промежутки времени вызывают угрожающие жизни явления и которые без оказания медицинской помощи, по обычному своему исходу, заканчиваются или могут закончиться смертью. Предотвращение смерти, обусловленное оказанием медицинской помощи, не принимается во внимание при оценке угрозы для жизни таких повреждений.