Зачастую причиной ДТП является плохое состояние наших дорог. Каковы условия для привлечения к ответственности дорожных служб за убытки, возникшие у владельцев транспортных средств?
1. Можно ли отнести к ДТП повреждения автомобиля, полученные, например, от попадания колеса в яму на дороге? Безусловно, можно! К ДТП относятся любые события, произошедшие во время движения транспортного средства, в результате которых причинены материальные убытки.
2. Повреждения дорожного покрытия (ямы, выбоины и т.п.) создают такие же препятствия для движения, как и любые другие объекты, вынуждающие водителя изменить направление или скорость движения. Поэтому водитель обязан реагировать на такие препятствия точно также, как если бы они были созданы другими участниками дорожного движения. Это означает, что убытки, обусловленные плохим состоянием дорог, взыскиваются по общим правилам о причинении вреда вследствие ДТП.
3. П. 12.3. ПДД обязывает водителя в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия. Таким образом, водитель должен доказать, что в данной обстановке он не имел технической возможности избежать ДТП. В таком случае сотрудники полиции констатируют отсутствие в действиях водителя нарушений ПДД и протокол по ст. 124 КУоАП не составляют. Вместо этого они направляют материалы в сектор дознания для решения вопроса о привлечении соответствующих должностных лиц к административной ответственности по ст. 140 КУоАП. Эта статья предусматривает ответственность за нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог, непринятие мер по своевременному запрещению или ограничению движения или обозначению на автомобильных дорогах и улицах мест производства работ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 140 КУоАП и повлекших создание аварийной обстановки или повреждение транспортных средств, грузов, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества, рассматриваются судами. Водителю, как потерпевшему, рекомендуется обязательно принять участие в таком судебном заседании.
4. Для привлечения дорожных служб к ответственности также необходимо установить причинную связь между ДТП и невыполнением дорожными службами правил ремонта и содержания автомобильных дорог. В соответствии с этими правилами владельцы дорожных объектов или уполномоченные ими органы, дорожно-эксплуатационные организации обязаны постоянно контролировать эксплуатационное состояние всех элементов дорожных объектов и незамедлительно устранять выявленные повреждения или другие препятствия в дорожном движении, а при невозможности это сделать - немедленно обозначить их дорожными знаками, сигнальными, ограждающими и направляющими устройствами в соответствии с действующими нормативами или прекратить (ограничить) движение. Кроме того, эти организации обязаны своевременно извещать местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и пользователей автомобильных дорог о сроках и порядке закрытия или ограничения движения транспортных средств, состоянии дорожного покрытия, уровне аварийности на соответствующих участках, гидрометеорологических и других условиях.
5. Предельно допустимые повреждения площади дорожного покрытия, а также сроки ликвидации с момента их обнаружения определены в ДСТУ 3587-97 “Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию”:
Категория и группа улиц и дорог |
Повреждение (наличие ям) |
Срок ликвидации повреждений, суток, не более |
|
категория |
группа |
||
I |
А |
0,3 (1,5) |
1 (5) |
II |
Б |
0,5 (3,0) |
1 (5) |
III |
В |
1,0 (5,0) |
3 (7) |
IV – V |
Проезды |
3,0 (7,0) |
5 (10) |
Примечание 1. В скобках приведены значения повреждений и сроки их ликвидации для весеннего и осеннего периодов. Примечание 2. Требования к эксплуатационному состоянию проезжей части распространяются на съезды с них в границах радиусов закруглений. |
ДСТУ 3587-97 указывает, что состояние покрытия проезжей части и других элементов дороги должны проверяться организациями, которые их эксплуатируют, – ежедекадно.
6. Правила ремонта и содержания автомобильных дорог обязывают эксплуатационные организации принимать участие в осмотре мест ДТП для определения дорожных условий, при которых они произошли. Поэтому, если причиной ДТП является состояние дорожного покрытия, рекомендуется уведомить о ДТП соответствующие организации (если они имеют горячие телефонные линии для экстренной связи) либо попросить это сделать ссотрудников полиции, которые будут осматирвать место ДТП, о чем сделать отметку в протоколе.
7. В Одессе балансодержателем улично-дорожной сети города является коммунальное предприятие «Городские дороги» (КП «Міські дороги»). Ремонт и содержание дорожных объектов (кроме железнодорожных переездов), расположенных вне населенных пунктов и находящихся в общегосударственной собственности, осуществляется дорожно-эксплуатационными организациями, которые относятся к сфере управления Укравтодора.