ДТП и коммерческие перевозки

К дорожно-транспортным происшествиям относятся любые события, которые произошли во время движения транспортных средств и вследствие которых возникли материальные убытки. Поэтому случаи повреждения грузов при осуществлении коммерческих перевозок, даже если они происходят без повреждения самих транспортных средств, также относятся к ДТП.

При повреждении или утрате грузов в результате ДТП всегда возникает вопрос о распределении ответственности между грузоотправителями, перевозчиками и третьими лицами – виновниками ДТП, если таковые имеются. Вообще, с точки зрения гражданского законодательства, повреждение груза может происходить по следующим причинам:

  1. по вине самого перевозчика, которая проявляется как в форме умысла, так и неосторожности;
  2. по вине грузоотправителя;
  3. по вине третьих лиц (других участников ДТП, лиц ответственных за эксплуатацию автомобильных дорог, лиц, совершивших противоправные действия в отношении грузов и т.п.);
  4. вследствие случая, т. е. случайных для перевозчика событий, которые происходят при отсутствии его вины. Это, например, ДТП, которые не связаны с нарушениями ПДД водителем перевозчика и при которых у него не было технической возможности избежать аварии. Случайными для перевозчика могут быть некоторые события, связанные с действиями самого грузоотправителя или третьих лиц.
  5. в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Транспортное законодательство содержит ряд обязательных для перевозчика и грузоотправителя правил, несоблюдение которых обязывает виновную сторону принять на себя ответственность за утрату или повреждение груза.

1. Прежде всего, перевозчик обязан определиться с типом транспортного средства, необходимого для перевозки конкретного груза. П. 8.1. Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине (Правил) говорит о том, что тип и количество подвижного состава, необходимого для выполнения перевозок грузов, определяются перевозчиком в зависимости от объема и характера перевозок.

Вместе с тем, перед загрузкой заказчик должен проверить пригодность подвижного состава и контейнеров для перевозки груза в коммерческом отношении. Если будет обнаружено повреждение, которое может повлиять на целостность или качество груза при перевозке, заказчик должен отказаться от погрузки в такой подвижной состав или контейнеры, о чем составляется акт установленной формы (п. 8.4. Правил). Если же такие повреждения не обнаружены и поданное транспортное средство исправно, но непригодно по своему типу для перевозки именно этого вида грузов, то ответственность за сохранность груза будет лежать только на перевозчике. Правилами перевозки отдельных видов грузов (например, скоропортящихся) могут быть установлены исключения из этого правила.

То же самое относится и к объему перевозок. Если заказчик подал заявку на перевозку 48 т груза, а перевозчик подал для его транспортировки только одно транспортное средство, фактическая масса которого будет превышать разрешенную (40 т), то ответственность за его перегрузку ляжет на перевозчика. Правда, при этом заказчик должен соблюдать правила загрузки транспортных средств. К примеру, заказчик не может превысить установленное количество рядов из ящиков или поддонов даже в том случае, когда транспортное средство не исчерпало лимит своей загрузки. Отдельную проблему представляет собой принятие к перевозке контейнеров с неравномерной загрузкой (смещенным центром масс). Зачастую перевозчик не в состоянии выявить этот факт. Но это может повлиять на сверхнормативную нагрузку на одну из осей транспортного средства при отсутствии перегрузки по массе контейнера в целом.

2. Грузоотправитель отвечает за надлежащую упаковку грузов. Причем, при выборе упаковки нужно учитывать способ, расстояние и продолжительность транспортировки, возможность перегрузки груза в дороге, температурный режим и влажность во время транспортировки, время года (погодные условия), совместимость с другими грузами и др. (п. 5.3. Правил). Характер упаковки должен соответствовать виду груза, грузоподъемности автомобиля, профиля и состояния дороги и другим условиям (п. 5.4. Правил). Заказчик отвечает за все последствия неправильной упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его массе или установленным стандартам и техническим условиям (п. 10.16. Правил).

Правда, п. 133 действующего до сих пор Устава Автомобильного транспорта УССР (Устава) частично возлагает ответственность за ненадлежащую упаковку груза также и на перевозчика. В этом пункте говорится о том, что автотранспортные предприятия и организации несут ответственность за сохранность груза, если не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли, в частности, вследствие:

  1. дефектов тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;
  2. применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути.

Таким образом, перевозчик обязан произвести визуальный осмотр упаковки груза. Ст. 53 ЗУ "Об автомобильном транспорте" дает перевозчику право отказаться от перевозки груза, если упаковка груза не соответствует установленным законодательством требованиям, повреждена тара или нечетким является оттиск пломбы и тому подобное.

3. Маркировка грузов несет информацию, необходимую, прежде всего, для выполнения погрузочно-разгрузочных операций и правильного хранения грузов (п. 7.2. Правил). Перевозчик же обязан руководствоваться не знаками маркировки на таре (упаковке) груза, а теми сведениями о характере и свойствах груза, которые внесены в товаросопроводительные документы и договор перевозки. Перевозчик освобождается от ответственности за сохранность груза, если докажет, что его повреждение произошло вследствие сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении (п. 133 Устава).

4. Грузы размещают так, чтобы масса груза равномерно распределялась между автомобилем и прицепом (п.п. 8.19., 12.5. Правил). Водитель обязан проверить правильность размещения груза в транспортном средстве (п. 2.3. ПДД).

5. Погрузка, закрепление, укрытие, увязка груза, а также разгрузка автомобиля, снятие креплений и покрытий выполняются Заказчиком. Если же Перевозчик по согласованию с Заказчиком берет на себя выполнение погрузочно-разгрузочных работ, то он несет ответственность за повреждение груза во время погрузки и разгрузки.
Несмотря на то, что крепление груза – это обязанность заказчика, водитель, тем не менее, обязан проверить соответствие крепления и увязки груза на подвижном составе условиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также известить Заказчика о выявленных недостатках в креплении груза, угрожающих его сохранности (п. 8.20. Правил).
Разумеется, водитель должен выполнить эту обязанность путем визуального осмотра. Выявления скрытых недостатков крепежных средств от водителя не требуется.
Правила крепления и транспортировки различных видов грузов обычно предусмотрены в ГОСТах на эти грузы. Так, например, в соответствии с ГОСТ 30698-2000 "Стекло закаленное строительное. Технические условия" при транспортировании тара со стеклом должна быть установлена торцами по направлению движения транспорта и закреплена так, чтобы исключить возможность ее перемещения и качания в процессе транспортирования. Перевозчикам и экспедиторам рекомендуется запрашивать у заказчиков ГОСТы на перевозимые грузы.

6. В процессе транспортировки груза на водителя распространяются общие положения ПДД. В частности, при выборе в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им. Дорожная обстановка характеризуется, в том числе, и состоянием поверхности проезжей части.
На водителей большегрузных и крупногабаритных транспортных средств налагаются дополнительные ограничения. Например, им вообще запрещено двигаться в условиях ограниченной видимости (п. 15 Правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам).

7. Для некоторых видов продукции могут быть предусмотрены нормы их естественной убыли в процессе транспортировки. Таковы, например, нормы потерь ликероводочной продукции от боя стеклянной тары при транспортировке автомобильным транспортом и т.п.

Для того чтобы правильно решить вопрос о распределении ответственности за утрату или повреждение груза в процессе его транспортировки между перевозчиком, грузоотправителем и третьими лицами, а также решить вопрос о возможности выплаты страхового возмещения, такого рода ДТП должны быть правильно оформлены.